Горшенина Светлана Юрьевна, музыкальный руководитель персональный сайт педагога

«Влияние музыки на психоэмоциональный фон дошкольников»

Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, и его благотворное влияние на здоровье, были замечены еще в древности. В мифах Древней Греции предводитель муз Аполлон, владел одинаково хорошо тайнами искусства и врачевания. В эпоху возрождения английский врач Роберт Бертон издал научный труд о силе лечебной музыки, с этого времени многие врачи начинают применять музыку для лечения не только нервно-психических, но и соматических заболеваний. Русские врачи 18-19 веков говорят о музыке, как о душевном лекарстве (М.Я.Мудров). Первый русский профессор-медик Московского университета С.Г.Забелин в своем труде рекомендовал при лечении меланхолии и лихорадочных состояний и хронических заболеваний заботится о душевном спокойствии, советовал чаще слушать музыку и быть в театре.

Известный врач психиатр, академик В.М.Бехтерев впервые привел убедительные научные доказательства об использовании музыки в целях укрепления здоровья, он показал, что музыкальные произведения способны вызвать ярко выраженную реакцию у детей раннего возраста. Прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки, позднее тон и мелодия звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию различных инструментов.

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства , подавленности и агрессии. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия. А при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к.она усиливает проявление отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развить концентрацию внимания. Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка.

Один из ведущих специалистов-педиатров Михаил Лазарев считал, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на ребенка еще до его рождения, способствует формированию костной структуры плода. Под звуки гармоничной музыки и ребенок будет развиваться гармонично.

Под руководством все того же Лазарева были произведены исследования и вот какие результаты: музыкальные вибрации классической музыки благотворно воздействуют на костную структуру, эндокринную систему, стимулируют кровообращение, производят своеобразный массаж внутренних органов. Будущим мамам особенно рекомендуется слушать произведения Моцарта. Вообще, о музыке этого гениального композитора до сих пор идут споры и не прекращаются исследования, ведь она – просто феномен в области воздействия не только на человека, но и на все живые организмы.

Музыка наиболее доступное средство воздействия на ребенка в условиях дошкольных учреждений. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения. Например, торжественное звучание праздничного марша радует и бодрит. Это выражается подтянутой осанкой, точных, подчеркнутых движений рук и ног.

Эффективное воздействие на психоэмоциональный фон детей оказывает музыка и искусство вокала: они могут радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность и создавать фон для отдыха. Установлено, что звук воспринимает не только орган слуха, но и вся поверхность тела. Приобщение к музыке должно начинаться с детства с учетом возрастных особенностей. Малыши должны слушать спокойную. Мелодичную, ласковую, классическую музыку. Нельзя обрушивать на детей грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров.

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий бетховена, Вивальди, Моцарта, заметно выигрывает в культурном плане по сравнению со сверстниками, которые пассивно слушают ритмы попсы и рока. Давать слушать мелодичные композиции можно уже детям до трех лет. При этом не стоит выбирать грустные, минорные мелодии, а лучше сделать акцент на мажорные интонации. Они создадут позитивный настрой и научат воспринимать жизнь как радостный и прекрасный мир.

Заснуть ребенку помогут медленные, расслабляющие мелодии, такие как:

- «Лунная соната» Бетховена

- «Ноктюрн соль-минор» Шопена

Для снятия эмоционального напряжения подойдут:

- музыка Вивальди

- Бетховен

- «Аве Мария» Шуберта

Избавиться от тревожных переживаний и неуверенности помогут мажорные, но не слишком быстрые мелодии:

- мазурки Шопена

- вальсы Штрауса

- «Времена года» (февраль) П.И.Чайковского

Улучшат активность и жизненный тонус ребенка:

- ритмичные бодрящие марши («Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского)

Уменьшат раздражительность и нервное возбуждение:

- «Итальянский концерт» Баха

- «Симфония ля-минор» Бетховена

12 октября 2020 в 18:28

Прикреплённые файлы:

Документ: «Влияние музыки на психоэмоциональный фон дошкольников»

Описание файла:

Файл называется: vlijanie-muz-na-psihoyemocionalonyi-fon-doshkolnikov_0mmic.docx

Это официальный файл организации «Горшенина Светлана Юрьевна, музыкальный руководитель персональный сайт педагога», в нём содержится «Влияние музыки на психоэмоциональный фон дошкольников».

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.